Цзиньдэчженьский фарфор: чашка
.

Нет сомнений, что чашка — один из центральных и самых необходимых предметов для чаепития. Но мало кто обращает должное внимание на то, как влияют свойства чашки на вкус чая и в целом на впечатление о чаепитии.

Вероятно, предметы утвари, близкие к чашке, появились очень рано, на самой заре человечества. С появлением чая в Китае для питья стали использовать пиалы из глины, нефрита и металла. Когда в IV-VI вв был изобретен и распространился фарфор, чашки из него стали наиболее популярны.

Китайский фарфор, пиала, расписанная лотосами вручную

Фарфоровая чашка "Лотос".

Кистевая роспись эмалью.

 

Сейчас в продаже можно встретить огромное множество чаш. Они различаются материалом, отделкой, объемом, формой, декором и, конечно, стоимостью. Давайте же попробуем разобраться, на что следует обратить внимание при покупке чашек, и каковы приоритеты.


Важно, из чего сделана чашка

Пожалуй, самое важное в чашке — это материал, из которого она изготовлена. Здесь будет уместно рассказать о небольшом эксперименте, проведенном в нашем Чайном клубе. Мы заварили чай и пили его одновременно из нескольких чаш — фарфоровой, керамической и стеклянной. Среди нас не оказалось людей, которые не заметили бы разницы во вкусе одного и того же чая в разных чашках. Кроме того, сошлись наши мнения и в том, что из фарфоровой чашки чай получается наиболее вкусным, ярким, с большим числом оттенков во вкусе. На втором месте оказалась стеклянная, а на третьем — глиняная с глазурью. Так же распределились места и при оценке тактильных ощущений при использовании этих чаш. Открылась еще одна интересная деталь — если чай, получившийся не очень вкусным в керамике, перелить в фарфоровую чашку, то он раскрывается точно так же, как и изначально налитый в фарфор. Существенной разницы во вкусе чая из разных видов фарфора мы не ощутили, но заметили, что очень портят тактильные ощущения так называемые чашани — налет от чая на чашке. Более существенная разница наблюдается при питье тонких — зеленых, белых, желтых, улунских чаев. Не так она заметна при питье красных и черных, но приоритеты сохраняются и с ними.



Пиалы, тонкостенный китайский фарфор, пейзаж Цзиньдэчженьский фарфор, чашка"Пейзаж".
Кобальтовая подглазурная роспись.

Из этого можно сделать вывод, что из фарфора пить чай вкуснее всего. Кроме того, чай, попав в керамическую чашу, не портится, остается тем же самым, но субъективные ощущения, получаемые при питье, существенно отличаются. То есть наиболее определяющим вкус является то, что мы соприкасаемся губами с чистой фарфоровой поверхностью, поэтому нужно обратить внимание, чтоб край чашки не нес на себе надглазурного рисунка и не покрывался налетом.

Этим, однако, преимущества фарфора не ограничиваются. Он отличается от других материалов высокой плотностью. Это, во-первых, придает ему прочность, и изделия из него служат дольше даже при не очень бережном использовании. Во-вторых, это обуславливает его высокую теплопроводность, что означает, что для прогрева стенки сосуда требуется меньше тепла. Кроме того, из прочного фарфора можно сделать сосуд с тонкими стенками, что ,например, из глины не удастся. Поэтому чай, налитый в холодные чашки, керамике отдает больше тепла и остывает, а фарфору — меньше и остается горячим.

Фарфор отличается от других видов глазурованной керамики, таких как поливные глиняные изделия, фаянс, мягкий фарфор, еще и тем, что в нем и черепок, и глазурь состоят из одних и тех же веществ, только в разных пропорциях. В основном, это тугоплавкий и прочный каолин и легкоплавкий и пластичный полевой шпат. Таким образом, глазурь припекается к черепку до монолитного состояния, то есть ее невозможно отслоить. Это так же увеличивает теплопроводность и прочность изделия. А если рассмотреть, например, глазурованную глиняную чашу, то мы обнаружим, что глиняный черепок и стекловидная глазурь, являясь различными веществами, не спекаются достаточно плотно, и глазурь можно отслоить. Кроме того, глазурь и черепок имеют различную плотность и теплопроводность, в разной степени расширяются при нагревании, что не позволяет даже при бережном использовании избежать трещин на глазури. Если трещины возникают, например, на фаянсовом изделии, то пористый черепок начинает впитывать влагу и темнеет. Фарфоровый черепок пор не имеет и не впитывает влагу даже без глазури.

 

Значение  формы и объема чаш

Форма и объем чаш имеют также большое значение. В Китае принято пить из пиал малого размера. Классической считается пиала в три глотка — 20 мл. Столь малый объем пиал вероятно обусловлен следующей причиной. В классических чаепитиях пинча и гунфуча вся порция чая заливается при каждой заварке небольшим объемом воды - только чтобы скрыть чай. Это позволяет ему полноценно завариться за несколько секунд. При этом каждая заварка разливается на всех гостей. Таким образом за время всего чаепития может быть заварено несколько литров чая, а каждая заварка имеет объем всего около 100 мл. Поэтому пиалы для каждого гостя не могут быть большими. При использовании малых пиал каждому глотку чая придается большая ценность. В чашках «раскрытой» формы чай быстрее остывает, чем в сферических, кроме того создается широкая линия глотка, что усиливает вкус.



Пиалы, китайский фарфор Фарфоровая чашка "Пейзаж".
Кистевая кобальтовая подглазурная роспись.

Кроме того традиционные китайские чаши не имеют ручек, которые появились в Вене с возникновением фарфорового производства в Европе. Поэтому же пиалу не наполняют до краев, а только на две трети - три четверти, чтоб оставался не горячий край, за который и берут чашку без ручки. Если в Китае кому-то наполняют пиалу до краев, это намек на то, чтобы гость ушел.

В Европе к чашкам в обязательном порядке стали прилагать блюдце такой же выделки. В Китае тоже есть подобный предмет, который называется чато (или бейто для тайваньских чайных пар). Однако, он традиционно изготавливался из бамбука или дерева и обычно не составляет с чашей единого сервиза. Можно сказать, что чато - нечто среднее между блюдцем и маленьким столиком.

В настоящее время широко распространены заварочные кружки с ситом и крышкой - родственницы традиционной китайской гайвани. Они просты в использовании и подходят практически для любого чая. Правда, если чай богат оттенками вкуса и аромата, то при заваривании в кружке многие из них останутся незамеченными.

Давайте остановимся подробнее на некоторых характеристиках фарфоровых чашек. Фарфор прозрачен в тонком слое — это всегда можно определить, посмотрев изделие на просвет. Если стенка не толстая и в то же время не просвечивает, значит это не фарфор. При постукивании деревянной палочкой фарфоровые изделия издают звонкий долгий звук.

Традиционным считается белый фарфор с бесцветной глянцевой глазурью, однако часто можно встретить изделия с синим или зеленым оттенком, а также с непрозрачными матовой и полуматовой глазурью. На мой взгляд, эти поверхности не так хороши органолептически, как глянцевая.

 

Украшение на посуде тоже важно

Украшают фарфоровые изделия двумя способами — это рельефный декор и роспись. Способов росписи существует множество: ручная и аппаратная; кистевая, аэрографическая и конусная; по типу штампа, по типу переводной картинки — деколь и т.д. Наиболее ценной считается, конечно, ручная кистевая роспись. В Китае существует множество традиционных мотивов для росписи, сам рисунок редко занимает большую площадь. Громоздкий, чрезмерно яркий и броский декор во всем мире считается «простонародным».



Чашки, пиалы Цзиньдэчженьский фарфор, чашка"Бамбук".
Кобальтовая подглазурная роспись.

Золотым стандартом в области декора фарфоровых изделий является кобальтовая подглазурная роспись. Оксид кобальта — практически единственная краска, которая не выгорает даже при очень высоких температурах и поэтому не ограничивает производителя в условиях обжига изделия. Кобальтовый рисунок наносят на обожженный черепок, затем покрывают глазурью и обжигают второй раз. Таким образом, рисунок оказывается в толще стенки, не может быть поврежден и не создает неровностей на поверхности изделия. Палитра при кобальтовой росписи не широка и ограничивается оттенками синего — от глубокого фиолетового до голубого.

Несколько более широкую разноцветную палитру создают эмалевые краски. Эмаль — это взвесь цветного стеклянного порошка в масле. При обжиге масло выгорает, а стекло сплавляется с глазурью практически не создавая рельефа на поверхности. При такой росписи глазурь своим составом должна приближаться к стеклу, а температура обжига не может быть высокой. Это снижает прочность готового изделия.

Сегодня для декора широко используют муфельные краски. Их палитра наиболее полна, но они не способны переносить температуру, достаточную для обжига фарфора. Поэтому их наносят только на глазурь уже готового изделия и затем высушивают. Такой рисунок шероховат, может выцвести и повредиться, хотя на прочности самого изделия это не сказывается.

Еще одним оригинальным способом декора являются «рисовые зерна». Они могут быть сделаны на изделии с очень тонкими стенками. Для этого в отформованном черепке делают небольшие отверстия, затем его обжигают. При нанесении глазури она заполняет эти отверстия по типу мыльного пузыря. После второго обжига места, где были отверстия, оказываются значительно более прозрачными, чем все изделие, и действительно напоминают шлифованный рис. В Европе такая техника называется транслюцид.

Таким образом, можно заключить, что фарфоровые чашки являются оптимальными для чая. Они прочны, долговечны и декоративны, а самое главное, позволяют лучше воспринять все оттенки вкуса нашего любимого напитка.

Василий Шадров